День танкостроителя

18.12.1941

18 декабря 1941 г.  – День танкостроителя.

Завод № 183 (Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле) дал фронту первый танк Т-34. До конца 1941 г. завод собрал 25 танков из готовых узлов и деталей.

Уральский танковый завод № 183 (УТЗ) получил своё название после эвакуации оборудования, кадров и заготовок танкового производства с завода № 183 из Харькова на Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского (Уралвагонзавод) в город Нижний Тагил.

В конце 1941 г. сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод и Бежицкий сталелитейный завод.

Из «второй линии» экономической обороны восточные районы Советского Союза превращались в главный арсенал страны.

В этот же день в 1942 году  приказом Наркома танковой промышленности СССР на все предприятия Наркомата был распространен метод автоматической сварки бронекорпусов танков, что  позволило существенно увеличить их производство.

Революционизирующую роль в переводе производства танков и другого вооружения на поток сыграло внедрение скоростной автоматической сварки под слоем флюса (метод Патона). Под непосредственным руководством академика Е.О. Патона новая технология была внедрена на танковом заводе № 183 в Нижнем Тагиле, что сыграло решающую роль в наращивании выпуска танков Т-34.

Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.

К ноябрю 1944 г. автоматическая сварка применялась уже на 52 предприятиях страны (120 установок), к июню 1945 г. работало уже 200 установок. Внедрение автоматической сварки на соответствующих участках увеличило производительность труда сварщиков в 5 раз, снижало потребление энергии на 42 %, сокращало потребность в рабочей силе на 84%.

Ни в одной стране, кроме СССР, в танкостроении еще не применялась автоматическая сварка под флюсом. В США ее стали осваивать только в последние месяцы войны.

1 марта 1943 г. за разработку и внедрение электросварки на предприятиях Урала звание академику Е.О. Патону Героя Социалистического Труда.

Похожие записи

30.09.1942

Обращение рабочих Выскогорского механического завода (завод №63) к трудящимся города: «Построим танковую колонну «Тагильский рабочий»

Создание танковой колонны «Тагильский рабочий» стало общим делом трудящихся Нижнего Тагила: средства на строительство колонны вносили металлурги, горняки, строители, домохозяйки и учащиеся. Ни один человек не остался в стороне. В течении одного месяца, к 30 октября 1942 г., на текущий счет Госбанка было перечислено 3 270 075 рублей.
27.02.1942

Оборудованный бронепоезд «Сталинский Урал» отправился в Москву

Боевое крещение тагильский бронепоезд «Сталинский Урал» получил в районе Орла. В составе 48-й армии Брянского фронта он громил фашистов на Центральном и 1-м Украинском фронтах, дошел до Вислы.
18.12.1941

День танкостроителя

Ни в одной стране, кроме СССР, в танкостроении еще не применялась автоматическая сварка под флюсом. В США ее стали осваивать только в последние месяцы войны.