Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя

26.11.1941

26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя по программе Ленд-лиз – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море.

Постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 года предписывалось организовать на западных причалах завода № 402 (ныне – АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») порт для разгрузки судов, а уже 26 ноября 1941 года был принят первый груз.

В середине мая 1944 г. свыше 50 молотовских портовиков могли увидеть свои фамилии в громадном  списке награжденных «за успешную работу по разгрузке и отправке вглубь страны и на фронты импортных военных материалов и продовольствия»

Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. Порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальными трудностями.

Возводился морской порт, способный принимать крупнотоннажные транспорты караванов союзников антигитлеровской коалиции. Решалась стратегическая задача – обеспечение круглогодичной навигации на Белом море.  Были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км, пирс с нефтебазой и бункерами для угля, 11,5 км железнодорожных  путей, склады, навесы, открытые площадки, служебные и жилые помещения. Порт был оснащен восемью портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, четырьмя железнодорожными кранами грузоподъемностью до 35 тонн, двумя плавкранами грузоподъемностью 45 и 150 тонн. На акватории и в морском канале были проведены дноуглубительные работы.

Заводом № 402 была оперативно выполнена задача создания на территории порта базы для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых военному и гражданскому флоту. В кратчайший срок завод построил четыре нефтяных бака (три емкостью по 2200 куб. м и один – 2940 куб. м), два грузовых судна были переоборудованы под береговые танкеры, корпуса еще трех судов были зарыты в грунт и превращены в хранилище мазута.

Всего за годы войны в порту Молотовска было принято и обработано более 1200 тысяч тонн грузов, порядка 63 % всего объема грузов, поступивших через Архангельский морской торговый порт по беломорскому региону,  в том числе более 920 тысяч тонн импортных грузов военного назначения союзных караванов, пришедших по северному пути из общего количества свыше 1,9 миллиона тонн грузов по Ленд-лизу. С заводских причалов было отгружено более 70 тысяч вагонов вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, продовольствия.

Похожие записи

14.11.1944

Прием молодых рабочих у директора Молотовского моторостроительного завода № 19 им. Сталина

14 ноября 1944 г. – прием молодых рабочих у директора Молотовского моторостроительного завода № 19 им. Сталина (ныне АО «ОДК-Пермские моторы») – история про «банку варенья». С началом Великой Отечественной войны остро встал вопрос о кадрах: мужчины-рабочие ушли на фронт, а многократное увеличение производства требовало увеличение количества рабочих. На Молотовский моторостроительный завод № 19 им.…
23.04.1942

В Европейской части РСФСР развернуты 174 тыс. госпитальных коек

23 апреля 1942 г. – постановление ГКО № 1633 «О развертывании 174 тыс. госпитальных коек на территории 25 областей, краев и автономных республик Европейской части РСФСР». В соответствии с постановлением размещены госпитальные койки: Саратовская область – 10000, Куйбышевская (ныне – Самарская) область – 5000, Кировская область – 10000, Молотовская область (ныне – Пермский край) –…
26.11.1941

Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя

26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя по программе Ленд-лиз – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет…