Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя
26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя по программе Ленд-лиз – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 года предписывалось организовать на западных причалах завода № 402 (ныне – АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») порт для разгрузки судов, а уже 26 ноября 1941 года был принят первый груз.
В середине мая 1944 г. свыше 50 молотовских портовиков могли увидеть свои фамилии в громадном списке награжденных «за успешную работу по разгрузке и отправке вглубь страны и на фронты импортных военных материалов и продовольствия»
Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. Порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальными трудностями.
Возводился морской порт, способный принимать крупнотоннажные транспорты караванов союзников антигитлеровской коалиции. Решалась стратегическая задача – обеспечение круглогодичной навигации на Белом море. Были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км, пирс с нефтебазой и бункерами для угля, 11,5 км железнодорожных путей, склады, навесы, открытые площадки, служебные и жилые помещения. Порт был оснащен восемью портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, четырьмя железнодорожными кранами грузоподъемностью до 35 тонн, двумя плавкранами грузоподъемностью 45 и 150 тонн. На акватории и в морском канале были проведены дноуглубительные работы.
Заводом № 402 была оперативно выполнена задача создания на территории порта базы для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых военному и гражданскому флоту. В кратчайший срок завод построил четыре нефтяных бака (три емкостью по 2200 куб. м и один – 2940 куб. м), два грузовых судна были переоборудованы под береговые танкеры, корпуса еще трех судов были зарыты в грунт и превращены в хранилище мазута.
Всего за годы войны в порту Молотовска было принято и обработано более 1200 тысяч тонн грузов, порядка 63 % всего объема грузов, поступивших через Архангельский морской торговый порт по беломорскому региону, в том числе более 920 тысяч тонн импортных грузов военного назначения союзных караванов, пришедших по северному пути из общего количества свыше 1,9 миллиона тонн грузов по Ленд-лизу. С заводских причалов было отгружено более 70 тысяч вагонов вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, продовольствия.
Похожие записи
Прием молодых рабочих у директора Молотовского моторостроительного завода № 19 им. Сталина
В Европейской части РСФСР развернуты 174 тыс. госпитальных коек
Молотовский порт принял первое судно союзного конвоя
Города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Рыбинск,
- Самара,
- Саратов,
- Северодвинск,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,
- Ярославль,
- Дни единых действий,