Начало массового производства лысьвенской каски
13 июня 1941 г. – «день рождения» лысьвенской каски
13 июня 1941 года Главным интендантским управлением Красной Армии (ГИУ КА) были утверждены технические условия (ТУ) и чертежи стального шлема СШ-40.
Это означало, что оба завода, выпускавшие стальные шлемы для Красной армии Лысьвенский металлургический завод имени газеты «Индустрия» и Сталинградский завод «Красный Октябрь» переходили на массовое производство стального шлема СШ-40. Шлем изготавливался из листовой кремне-марганцево-никелевой стали. Техническими условиями, утвержденными ГИУ КА 8 июля 1941 года, был определен следующий химический состав стали: Si- 1,05 – 1,45 %; Ni – 0,9-1,2%; Mn – 1,05 – 1,55%.
Утверждению ТУ и чертежей предшествовала большая работа конструкторов и технологов, в первую очередь спецотдела Лысьвенского металлургического завода.
Боевые действия 1936-1939 годов выявили недостатки шлема СШ-36, созданного на заводе. Потребовалось сконструировать новый шлем. В ходе работ были сконструированы и прошли испытания СШ-38, СШ-39. Шлем СШ-39 по геометрической форме уже соответствовал заданию, а вот подтулейное устройство имело много недостатков. Было разработано 5 вариантов подтулейного устройства. Наконец, 19 сентября 1940 года на техническом совещании при начальнике 6-го отдела УВС ГИУ КА было принято решение о выборе варианта подтулейного устройства и запуска его в массовое производство. Пункт 7 протокола гласил: «Шлем с новым подтулейным устройством именовать СШ-40».
Заказ на изготовление чертежей и технических условий шлема СШ-40 поступил на завод 23 ноября 1940 года. 25 декабря 1940 года опытная партия из 1500 шлемов СШ-40 отгружена из Лысьвы на станцию Томилино для испытания в частях Московского военного округа и на станцию Навтлуг (Грузия) для испытания в частях Закавказского военного округа.
Боевое применение стального шлема образца 1940 года началось сразу, как только первые шлемы сошли с конвейера и были отправлены в войска. Шлемом этого образца солдаты Красной Армии были экипированы на всем продолжении войны. С декабря 1941 года лысьвенцы изготавливали шлемы из стали, выплавленной на своем заводе. В III квартале 1942 года производство шлемов в Сталинграде прекратилось. С этого времени лысьвенцам пришлось перекрывать нехватку шлемов на своем заводе.
СШ-40 стал самым массовым стальным шлемом за всю историю нашей армии. Всего за годы войны завод 700 дал фронту 10 474 000 стальных шлемов.
Похожие записи
Завод №700 (Лысьвенский металлургический завод) награжден Орденом Отечественной войны»
Начало массового производства лысьвенской каски
Города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Рыбинск,
- Самара,
- Саратов,
- Северодвинск,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,
- Ярославль,
- Дни единых действий,