Комсомольск-на-Амуре – это не только центр судостроения (построено 9 военных кораблей, отремонтировано 17 подводных лодок), но и производства бомбардировщиков Ил-4, 50% которых вышло из цехов авиационного завода № 126. Комсомольск-на-Амуре в годы войны – это крупнейший нефтеперерабатывающий центр, обеспечивавший горючим авиацию, автопарк и боевые корабли.
Комсомольск-на-Амуре
Вклад города в победу
Предприятия-орденоносцы
Многие промышленные предприятия города к началу войны находились в состоянии строительства и до выпуска первого самолета и первого корабля было ещё далеко. Ведь город Комсомольск-на-Амуре планировался и строился как главная база обороны дальневосточных рубежей. С этой целью было решено создать комплекс оборонных заводов для снабжения армии и флота самолётами, подводными и надводными кораблями, танками, корабельной и береговой артиллерией, боеприпасами к ним, а также горюче-смазочными материалами.
Почти одновременно началось строительство судостроительного, авиационного, металлургического заводов. Чуть позже – электротехнического, сернокислотного, машиностроительного, автосборочного, нефтеперерабатывающего.
Судостроительный завод
№ 199
Орден Трудового Красного Знамени
Лозунг «Все для фронта, все для победы» не был пустым звуком: с началом войны на предприятии изготавливались авиационные бомбы, артиллерийские снаряды калибра 76 миллиметров, комплектующие для минометов. Кроме боеприпасов продолжались строительство, ремонт и модернизация боевых кораблей для Тихоокеанского флота. В первое полугодие 1941 года флоту были сданы четыре эскадренных миноносца седьмого проекта. Тридцать первого декабря 1942 года государственной комиссией в состав Военно- Морского флота СССР был принят крейсер «Калинин». С 1942 года кораблестроители стали использовать листовую сталь только что запущенного завода «Амурсталь» и аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре аккумуляторного завода.
Комсомольский-на-Амуре завод № 126
Орден Ленина
В первые месяцы войны на заводе вошло в практику создание фронтовых бригад, задачей которых было решение различных технических проблем, ликвидация узких мест на производстве. Трудность заключалась в том, что заводы-поставщики комплектующих деталей находились в состоянии эвакуации, прекратив поставку комплектующих. Предприятие получило задание Государственного Комитета Обороны на увеличение в три раза выпуска военных самолетов. Директор завода Д.А. Тимофеев принял решение изготовить недостающее оборудование своими силами. Всего в начальный период войны на заводе было изготовлено свыше ста единиц такого оборудования. Если в первом полугодии 1941 года авиастроители сдали заказчику восемьдесят два самолета, то во втором – триста три. В 1942 году фронт получил от завода шестьсот тридцать семь самолетов.
Труженики
За четыре военных года комсомольчане поставляли для фронта сталь, нефтепродукты, аккумуляторы, боеприпасы и другую военную продукцию. Более 28 тысяч человек награждены орденами и медалями за труд в годы Великой отечественной войны.
Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и трудовой героизм, проявленный первостроителями города Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 г. Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.
Другие города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Предприятия-орденоносцы Екатеринбурга,
- Рыбинск,
- Самара,
- Саратов,
- Северодвинск,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,
- Ярославль,