Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре – это не только центр судостроения (построено 9 военных кораблей, отремонтировано 17 подводных лодок), но и производства бомбардировщиков Ил-4, 50% которых вышло из цехов авиационного завода № 126. Комсомольск-на-Амуре в годы войны – это крупнейший нефтеперерабатывающий центр, обеспечивавший горючим авиацию, автопарк и боевые корабли.

Вклад города в победу

9

военных кораблей

17

подводных лодок отремонтировано

2 732

самолета Ил-4

85 000

тонн авиабензина

19 500

тонн автобензина

75 000

тонн флотского мазута

Предприятия-орденоносцы

Многие промышленные предприятия города к началу войны находились в состоянии строительства и до выпуска первого самолета и первого корабля было ещё далеко. Ведь город Комсомольск-на-Амуре планировался и строился как главная база обороны дальневосточных рубежей. С этой целью было решено создать комплекс оборонных заводов для снабжения армии и флота самолётами, подводными и надводными кораблями, танками, корабельной и береговой артиллерией, боеприпасами к ним, а также горюче-смазочными материалами.

Почти одновременно началось строительство судостроительного, авиационного, металлургического заводов. Чуть позже – электротехнического, сернокислотного, машиностроительного, автосборочного, нефтеперерабатывающего.

Судостроительный завод
№ 199

Орден Трудового Красного Знамени

Лозунг «Все для фронта, все для победы» не был пустым звуком: с началом войны на предприятии изготавливались авиационные бомбы, артиллерийские снаряды калибра 76 миллиметров, комплектующие для минометов. Кроме боеприпасов продолжались строительство, ремонт и модернизация боевых кораблей для Тихоокеанского флота. В первое полугодие 1941 года флоту были сданы четыре эскадренных миноносца седьмого проекта. Тридцать первого декабря 1942 года государственной комиссией в состав Военно- Морского флота СССР был принят крейсер «Калинин». С 1942 года кораблестроители стали использовать листовую сталь только что запущенного завода «Амурсталь» и аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре аккумуляторного завода.

Комсомольский-на-Амуре завод № 126

Орден Ленина

В первые месяцы войны на заводе вошло в практику создание фронтовых бригад, задачей которых было решение различных технических проблем, ликвидация узких мест на производстве. Трудность заключалась в том, что заводы-поставщики комплектующих деталей находились в состоянии эвакуации, прекратив поставку комплектующих. Предприятие получило задание Государственного Комитета Обороны на увеличение в три раза выпуска военных самолетов. Директор завода Д.А. Тимофеев принял решение изготовить недостающее оборудование своими силами. Всего в начальный период войны на заводе было изготовлено свыше ста единиц такого оборудования. Если в первом полугодии 1941 года авиастроители сдали заказчику восемьдесят два самолета, то во втором – триста три. В 1942 году фронт получил от завода шестьсот тридцать семь самолетов.

Труженики

За четыре военных года комсомольчане поставляли для фронта сталь, нефтепродукты, аккумуляторы, боеприпасы и другую военную продукцию. Более 28 тысяч человек награждены орденами и медалями за труд в годы Великой отечественной войны.

Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и трудовой героизм, проявленный первостроителями города Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 г. Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.