Если в 1940 г. в городе находилось всего 13 предприятий с численностью 17 тыс. рабочих, то в 1944 г. их численность уже достигала 30 предприятий и 53 тыс. рабочих. Население города за счёт эвакуированных граждан за первый год войны увеличилось с 51 тыс. до 125 тыс. человек.
Производившиеся на предприятиях города алюминиевые сплавы (дуралюмин, авиаль, силумины), магний широко применялись в авиастроении и машиностроительных областях. Они были необходимы для обшивки самолетов, для деталей авиадвигателей, винтов, шасси, силового набора в фюзеляже самолета. Силумины — литейные сплавы алюминия и кремния — шли на изготовление деталей (моторов) танков, самоходных артиллерийских установок.
К октябрю 1941 года алюминиевая промышленность СССР утратила большую часть своих производственных мощностей: по бокситам — 35%, по глинозему — 60%, по алюминию — 55% и по силумину — 100%. Вся тяжесть снабжения оборонной промышленности стратегическим металлом, его сплавами легла на пущенный в сентябре 1939 года Каменск-Уральский алюминиевый завод (УАЗ). Уже в IV квартале 1941 года завод дал стране столько стратегического металла, сколько производили его в мирное время все алюминиевые заводы страны вместе взятые, а в следующем году выпуск алюминия составил 162,5% по отношению к предыдущему.
Вплоть до января 1943 года (пуска Новокузнецкого алюминиевого завода) УАЗ являлся в СССР единственным производителем крылатого металла, так, в 1944 году давал 87% общесоюзной плавки алюминия. Здесь же было налажено производство специальных видов боеприпасов, металлических горючих для взрывчатых и пиротехнических средств. Алюминий и сплавы, получаемые в цехах Каменск-Уральского, использовались при выпуске легендарных самолетов Ла-5, Як-9, Ил-2, Пе-2 и проч., а также танков Т-34. Уникальные характеристики этого танка обеспечивались новейшим дизель-мотором В-2, благодаря которому оснащенный тяжелой броней Т-34 имел необычайно высокую удельную мощность, обеспечившую в течение всей войны абсолютное превосходство нашего танка в проходимости, маневренности, скорости. Все двигатели изготавливались из каменского силумина.