Самара (бывш. Куйбышев) за годы Великой Отечественной войны стала второй столицей страны, авиационным и научным центром. В 1941 году в Куйбышев из Москвы эвакуированы Верховный Совет СССР, Правительство, многие наркоматы и прочие органы государственного управления, весь дипломатический корпус, а также труппа Большого театра СССР, Симфонический оркестр Всесоюзного радио и многие другие учреждения. Вместе с тем было перевезено 40 промышленных предприятий и военных заводов, из них более 20 предприятий Наркомата авиационной промышленности СССР, а с 1942 г. здесь же находился Наркомат авиапромышленности СССР.
Самара
Вклад города в победу
В рекордно короткие сроки разворачивали производство на новом месте и уже через два-три месяца начинали давать продукцию для фронта. Куйбышев в годы войны стал не только политическим, но и мощным военно-промышленным, экономическим, транспортным и культурным центром страны. За годы войны объем производства в городе увеличился в 11 раз, а население города выросло с 390 до 700 тысяч человек.
Вскоре после начала войны в Куйбышеве завершилось строительство крупнейшего в стране авиакомплекса на базе эвакуированных из западных районов СССР авиационных заводов. Он включал в себя: самолетостроительные заводы № 122 и № 295; моторостроительный завод № 337; аэродром; завод № 454. производивший пулеметы; завод № 145, выпускавший минометы; завод № 305, изготавливавший нормали; завод № 35, производивший пропеллерные винты; завод № 1 Оргавиапрома, выпускавший пневматическое оснащение самолетов; механический завод по изготовлению бронекорпусов для самолетов «Ил» и бронекорпусов для танков.
В 1942 году на механическом заводе были произведены 5127 бронекорпусов для ИЛ-2, a за все годы войны — 20 тысяч бронекорпусов для Ил-2 и 4 тысячи бронекорпусов для ИЛ-10. Помимо этого, заводы изготовили около 16 тысяч различных элементов бронезащиты для самолетов. Были выпущены 32 тысячи штурмовиков ИЛ-2, 70 тысяч минометов, 44 миллиона подшипников. Также на эвакуированных предприятиях производилось стрелковое, бомбардировочное, химическое вооружение.
Резко возросло значение Куйбышевского порта, который сыграл заметную роль в снабжении грузами советских войск во время Сталинградской битвы. Только в навигацию 1942 г. речники Средневолжского речного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортных средств с грузами. С начала войны в Куйбышеве было развернуто 27 эвакогоспиталей, в которых лечились сотни тысяч раненых.
Предприятия-орденоносцы
Трудовые заслуги коллективов предприятий Куйбышева получили признание в годы войны. С 1941 по 1945 гг. 15 предприятий города были награждены орденами, многие предприятия становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования и неоднократно получали переходящие Красные Знамена ГКО.
Осенью 1941 г. в Куйбышев были в срочном порядке эвакуированы из Москвы Государственный авиационный завод № 1 имени И.В. Сталина и моторный завод № 24 имени М.В. Фрунзе, а из Воронежа — авиационный завод № 18 имени К.Е. Ворошилова. Десятки эшелонов перевозили в областной центр тонны оборудования, которое было установлено прямо в полях – корпуса достраивались позже, вокруг работающих станков.
Задание правительства, которое получили директора военных предприятий, казалось невыполнимым: не менее чем через два месяца после переезда начать полноценное серийное производство штурмовика Ил-2. В кратчайшие сроки завод стал выпускать по три штурмовика Ил-2 в день. Осенью 1942 г. куйбышевские заводы наладили производство ИЛ-2 с задней кабиной стрелка, вместо прежних одноместных.
Всего за годы войны было выпущено более 36 тысяч штурмовиков Ил-2 и около пяти тысяч Ил-10. 80% всех штурмовиков были выпущены куйбышевскими авиационными заводами.
Госавиазавод № 1 НКАП им. Осоавиахима (ГАЗ № 1)
Орден Красного Знамени
Во время Великой отечественной войны заводом выпущено 11 863 самолётов Ил-2 (из более чем 36 тысяч выпущенных в СССР), 1225 самолётов Ил-10, 3122 самолёта МиГ-3 (примерно по 15 самолётов в сутки).
Производство штурмовиков Ил-2 на Авиационном заводе № 1 им. Сталина
Производство самолётов на заводе № 1 в Куйбышеве. 1942 г.
Завод № 18 им. К.Е. Ворошилова НКАП (впоследствии – Куйбышевский авиационный завод)
Орден Красного Знамени
В связи с наступлением немецких и венгерских войск на город Воронеж 10 октября 1941 года был издан приказ НКАП № 1056сс об эвакуации завода № 18 на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. В течение октября — ноября 1941 года завод был перемещён на новое место. Объединённый завод (№ 295 и № 18) получил № 18, а возвратившийся обратно в 1943 году из Куйбышева в Воронеж авиазавод № 18 был переименован в авиазавод № 64.
Производство штурмовиков Ил-2 на Авиационном заводе № 1 им. Сталина
Цех по производству самолетов-штурмовиков Ил-2 на заводе №18 в городе Куйбышев
Авиационный завод № 525
Орден Ленина
Орден Красное Знамя ГКО
В годы Великой Отечественной войны производил авиационные пулемёты ДШК. После эвакуации в Куйбышев Тульского оружейного завода, производил пулемёты ШКАС.
Безымянская ТЭЦ Наркомата электростанций
Орден Ленина
Первая очередь Безымянской ТЭЦ была введена в эксплуатацию 18 октября 1941 г. и использовалась в основном для электроснабжения и теплоснабжения эвакуированных на Безымянку оборонных предприятий.
Завод имени Масленникова (ЗИМ, № 42 НКБ)
Орден Трудового Красного Знамени
В годы Великой Отечественной войны завод имени Масленникова освоил выпуск снарядов для знаменитых «Катюш», а также боеприпасов для всех родов войск
Четвёртый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4 )
Орден Ленина
Выпуск первой продукции (почти 10000 подшипников) начался 21 ноября 1941 г. Всего же за годы войны завод выпустил 57,6 млн подшипников.
Завод самолетных бронекорпусов № 207 (Куйбышевский механический завод № 207)
Орден Красной Звезды
Завод построен в 1938г. и действовал как Куйбышевский механический завод в системе Особстроя НКВД для обслуживания строительства Куйбышевского гидроузла. С 13.10.1941. передан в ведение НКТП для эвакуации на его площадку части оборудования Ижорского завода и организации производства корпусов танка Т-50.106 В декабре 1941 г. завод передан в ведение НКАП и получил номер 207. Занимался производством стального литья, авиационной брони (КО-1, АБ-3), изготовлением бронекорпусов, бронеспинок, бронеплит для самолетов Ил-2, Ил-4, ПС-84, ЛаГГ-3 и др.
Станкостроительный завод им. ЦК Машиностроения
Орден Трудового Красного Знамени
Завод был образован на базе основанного ещё в 1876 году механического чугунно-медно-литейного завода. В декабре 1923 г. завод значительно расширился и получил новое название Механический завод, а годы войны именовалось Станкостроительным заводом им. ЦК Машиностроения. В 1937 г. предприятие окончательно перешло на выпуск станков разных типов. В первые же месяцы войны завод освоил выпуск модификации станка СП-162ВУ для нужд фронта. В годы войны завод освоил выпуск токарно-винторезного станка 1615 и вскоре модернизировал его, доведя скорость шпинделя до 1000 оборотов в минуту.
Куйбышевский окружной военный госпиталь № 358
Орден Красного Знамени
Госпиталь № 358 стал одним из немногих военно-медицинских учреждений, удостоенных в годы войны государственными наградами. Госпиталь был награждён орденом Красного Знамени 1 августа 1944 г. «В ознаменование 75 годовщины и за заслуги в области лечения раненых и больных рядового и офицерского состава Красной Армии».
Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов НКСМ
Орден Ленина
В августе 1941 года на Самарский завод прибыло оборудование и рабочие эвакуированного Ленинградского карбюраторного завода, в ноябре — Московского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ-1). 23 октября 1942 года распоряжением СНК эти заводы объединены в одно предприятие — Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК).
Станкостроительный завод им. ЦК Машиностроения
Орден Трудового Красного Знамени
Завод был образован на базе основанного ещё в 1876 году механического чугунно-медно-литейного завода. В декабре 1923 г. завод значительно расширился и получил новое название Механический завод, а годы войны именовалось Станкостроительным заводом им. ЦК Машиностроения. В 1937 г. предприятие окончательно перешло на выпуск станков разных типов. В первые же месяцы войны завод освоил выпуск модификации станка СП-162ВУ для нужд фронта. В годы войны завод освоил выпуск токарно-винторезного станка 1615 и вскоре модернизировал его, доведя скорость шпинделя до 1000 оборотов в минуту.
Строительный трест № 11 Наркомстроя
Орден Трудового Красного Знамени
Образован в мае 1943 г. как строительно-монтажный трест № 11. В годы войны занимался организацией и производством строительных работ по промышленному, жилищному и культурно-бытовому строительству ; обеспечением подведомственных организаций стройматериалами, рабочей силой, подбором и расстановкой руководящих и инженерно-технических работников; контролировал хозяйственно-финансовую деятельность подведомственных организаций.
Завод № 24 НКАП
Орден Красного Знамени
Завод № 24 им. Фрунзе был эвакуирован в Куйбышев из Москвы в 1941 г. Завод специализировался на изготовлении авиадвигателей и, наращивая темпы производства для военных нужд, к 1945 г. добился выпуска 35 моторов в сутки.
Куйбышев, завод № 24. Токарное производство. 1943 г.
Завод № 45 НКАП
Орден Ленина
Завод был основан на базе эвакуированного завода № 24 им. Фрунзе. Прославился выпуском авиационных моторов различных модификаций для штурмовиков Ил-2, а также бомбардировщиков Ер-2 и Пе-8.
Оружейный завод № 525 НКВ
Орден Трудового Красного Знамени
Завод № 525 был эвакуирован в Куйбышев из украинского Артёмовска летом 1941 г. Предприятие выпускало такое оружие, как пулемёты «ШКАС» и ДШК.
Завод № 33 НКАП
Орден Трудового Красного Знамени
Завод № 33 им. М.И. Калинина специализировался на выпуске карбюраторов, агрегатов для регулирования авиамоторов, авиапередатчиков и т.д. а также прочих авиаприборов. Был эвакуирован в Куйбышев из Москвы в 1941 г.
Труженики
За трудовой подвиг при выполнении заданий ГКО более 5 тысяч работников промышленности, транспорта и сельского хозяйства были награждены орденами и медалями. Орденом Ленина были награждены работники авиационного завода № 1, 4-го ГПЗ, завода № 525, завода № 18, завода № 24 им. Фрунзе. Сталинской премией был удостоен заместитель главного конструктора завода № 24 М.Р. Флисский. Всего Куйбышевская область дала стране 312 Героев Социалистического Труда и 11 полных кавалеров ордена Трудовой Славы, более 240 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Победа в Куйбышеве ковалась во многом женскими и детскими руками — взрослых мужчин призывали в армию даже с оборонных заводов. Трудящиеся местной промышленности, коммунального хозяйства, студенты, школьники с тринадцати лет — к станкам вставали все. Люди жили на заводах – здесь же спали, ели, учились читать и писать. Для подготовки молодых кадров в Куйбышеве в экстренном порядке были организованы школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища.
В октябре 1941 г. в связи с наступлением немецких и венгерских войск на Воронеж из города был эвакуирован авиационный завод № 18. Разместить завод было решено в окрестностях Куйбышева в пределах станции Безымянка, где уже развернулось строительство другого завода. В 1942 г. за строительство Авиационного комплекса и заводского поселка Безымянка орденами и медалями были награждены 334 работника строительства, а в 1943 г. многие из них были удостоены наград вторично.
Массово награждались и работники других заводов. Так, в 1942 г. большая группа управленцев, конструкторов, рабочих и служащих завода имени Масленникова (ЗИМ) была удостоена высоких правительственных наград, а 5 тыс. рабочих Четвёртого государственного подшипникового завода (ГПЗ-4) получили медали «За доблестный труд», 152 работника – прочие ордена и медали.
Путешествие в прошлое
Другие города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Предприятия-орденоносцы Екатеринбурга,
- Рыбинск,
- Саратов,
- Северодвинск,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,
- Ярославль,