В годы Великой Отечественной войны город Саратов являлся одним из центров эвакуации из Москвы высших органов государственной власти и управления РСФСР – Президиума Верховного Совета, Совета Народных Комиссаров, Верховного Суда, прокуратуры и других ведомств союзной республики.
Саратов
Вклад города в победу
В Саратове на начало войны действовало около трех десятков крупных заводов, часть которых занималось выпуском оборонной продукции, многие другие вскоре были перепрофилированы на производство изделий для фронта. Кроме того, в начальный период войны сюда было эвакуировано около 80 промышленных предприятий из западных и центральных районов СССР, оказавшихся в оккупации или под угрозой оккупации. Вместе с ними были эвакуированы около 6 тысяч станков и более 20 тысяч человек персонала Тем самым во время Великой Отечественной войны Саратов превратился в крупнейший оборонно-промышленный комплекс СССР, на предприятиях которого трудились тысячи саратовцев.
Основными видами военной продукции саратовских предприятий были: самолеты, боеприпасы, топливо, стрелковое оружие, приборы и электрооборудование для военной техники, свинцовые и щелочные аккумуляторы, корпуса танков, обмундирование, предметы фронтового быта. Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове.
Более полугода (август 1942 – февраль 1943 гг.) находился на прифронтовом положении. На подступах к Саратову с октября 1941 по март 1943 года были построены 6 линий оборонительных рубежей длиной более 600 км, было сооружено 2,5 тысячи дотов, дзотов и других огневых точек. Более 158 тысяч саратовцев приняли участие в Сталинградской битве.
Саратов принимал непосредственное участие в снабжении и эвакуации осажденного Сталинграда. Эту дорогу (по Алтынной горе), которая находилась под постоянными бомбежками противника, называли «саратовской дорогой жизни» по аналогии с ленинградской магистралью. Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога до Сталинграда (Волжская блокада), введенная в строй в августе 1942 г. Построенная всего за несколько месяцев дорога оказалась для немецкого командования полной неожиданностью.
Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играли эвакуационные госпитали (более 30 – на территории города, а всего по области – более 200), которые были обеспечены местным персоналам. По результатам работы эвакуационных госпиталей Саратовской области за период Великой Отечественной войны, были осуществлены: приём 634304 человек, эвакуация 150408 раненых и больных в глубокий тыл, лечение 483896 и выписка из них в часть 344325 бойцов, что являлось весьма высоким показателем — 71,17 % среди других областей и районов.
В 1941—1943 годах в эвакуации в области находились Ленинградский госуниверситет, Украинская радиостанция им. Т. Г. Шевченко, Московская консерватория им. П. И. Чайковского, Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), Московский Художественный театр, Киевский академический театр Красной Армии, Полтавский драмтеатр, Украинский театр им. Т. Г. Шевченко, 2-й Харьковский украинский театр.
Предприятия-орденоносцы
Трудовые заслуги коллективов предприятий Саратова получили признание в годы войны. С 1941 по 1945 гг. 7 предприятий города были награждены орденами, а Саратовский авиационный завод (№ 292 НКАП) – дважды. Многие предприятия становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования и неоднократно получали переходящие Красные Знамена ГКО.
Наибольший объем военной продукции приходится на предприятия авиационного кластера, который включал в себя самолетостроительный завод № 292, агрегатный № 306, электроприборостроительный № 213, винтовой № 167, клеевой № 307, на которых только рабочих насчитывалось более 16 тыс. человек.
В целом около 100 саратовских предприятий получали знамена ГКО, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС. Среди них Саратовский завод щелочных аккумуляторов № 195, который 47 раз завоевывал переходящие Красные знамена ГКО и ВЦСПС; завод № 205 им. Хрущева Наркомата судостроительной промышленности, выпускавший корпуса снарядов для «Катюш», ударные механизмы взрывателей мин, приборы управления артиллерийским и зенитным огнем и др.продукцию военного назначения и многие др.
Завод № 213 им. Орджоникидзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
Орден Ленина
Красное Знамя ГКО
Завод № 213 им. Орджоникидзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, эвакуированный из Москвы, производил ироскопов, автопилотов, тахометров, манометров и других авиационных приборов для истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной и санитарной авиации. В 1942 г. заводом было выпущено 88 % автопилотов, 85 % авиагоризонтов, 100 % высотомеров, 69 % указателей скоростей, 80 % мановакууммеров, 80 % аэротермометров, 83 % манометров, 96 % трёхстрелочных индикаторов, 95 % компасов и 100 % тахометров. В 1942 г. удельный вес завода № 213 по выпуску приборов в объёме Главка составлял 34,4 % от общего количества выпущенной продукции в СССР.
Саратовский военный госпиталь № 360
Орден Красной звезды
На 1 июля 1942 г. в области работало 77 госпиталей на 48 262 койки, что составляло 8,5% от коечного фонда внутреннего тылового района страны. Саратовский регион был одним из ведущих центров медицинской науки, лечебной работы и подготовки медицинских кадров высшего и среднего звена. В Саратове плодотворно трудились ученые – медики старейшего в стране медицинского института. Это позволило организовать на территории Саратовской области специализированную медицинскую помощь. В госпитале № 360 , помимо других отделений, было организовано ЛОР-отделение на 100 коек, в котором работали опытные профильные специалисты. С июля 1941 по июнь 1942 гг. было возвращено в строй 67,5% бойцов, проходивших лечение на базе саратовских эвакогоспиталей. Средний показатель возвращенных в строй солдат и офицеров составил – 71,14%. В воинские части возвратились – 344325 бойцов.
Саратовский подшипниковый завод (ГПЗ-3)
Орден Трудового Красного Знамени
Красное Знамя ГКО
Саратовский подшипниковый завод (ГПЗ-3), к которому были добавлены эвакуированные мощности московского ГПЗ-1, стал единственным в стране производителем подшипников для военной техники. Несмотря на тяжелые последствия нацистской бомбардировки в июле 1942 г., сумел восстановить объем производства за полгода.
Завод свинцовых аккумуляторов № 236
Орден Ленина
Красное Знамя ГКО
В годы Великой Отечественной войны завод производил авиационные, переносные, тележечные, рудничные, стационарные, железнодорожные кислотные аккумуляторы.
Завод № 213 им. Орджоникидзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
Орден Трудового Красного Знамени
Красное Знамя ГКО
Орден Ленина
Завод № 213 им. Орджоникидзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, эвакуированный из Москвы, производил ироскопов, автопилотов, тахометров, манометров и других авиационных приборов для истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной и санитарной авиации. В 1942 г. заводом было выпущено 88 % автопилотов, 85 % авиагоризонтов, 100 % высотомеров, 69 % указателей скоростей, 80 % мановакууммеров, 80 % аэротермометров, 83 % манометров, 96 % трёхстрелочных индикаторов, 95 % компасов и 100 % тахометров. В 1942 г. удельный вес завода № 213 по выпуску приборов в объёме Главка составлял 34,4 % от общего количества выпущенной продукции в СССР.
Завод № 306 (ныне Саратовское электроагрегатное производственное объединение)
Орден Красной Звезды
Красное Знамя ГКО
С середины июля 1941 г. в распоряжение нового саратовского завода № 306 (ныне СЭПО) стали прибывать эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева заводы с оборудованием и персоналом. Перед коллективом предприятия была поставлена задача государственного значения: за месяц освоить серийный выпуск изделий и узлов оборонного назначения. Особый упор был сделан на магнето – сердце авиационного двигателя. До июня 1941 г. оно закупалось за границей, во Франции и Германии, и с началом войны возникла острая необходимость собственного производства. В крайне жесткие сроки задача была решена. Освоение производства первых отечественных магнето типа БСМ (заводчане расшифровывали эту аббревиатуру как «большое советское магнето») по праву можно считать подвигом коллектива. В июне 1943 г. в результате вражеских авианалетов завод был разрушен на 80%. За годы войны на заводе погибло от бомбежек более 700 человек.
Завод № 292 Народного комиссариата авиационной промышленности
Орден Трудового Красного Знамени
Красное Знамя ГКО
Орден Ленина
Крупнейшим предприятием Саратова был завод № 292 Народного комиссариата авиационной промышленности (бывший завод комбайнов). Уже в октябре 1941 г. завод в трёхмесячный срок освоил серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А.С. Яковлевым истребителя Як-1, а в 1943 г. – более совершенного Як-3. Под руководством И. С. Левина на заводе были внедрены новые технологии литья, штамповки, сварки, осуществлён перевод производства основных агрегатов самолётов на поточно-стендовую сборку, подготовлен переход на механизированные поточные линии. Благодаря своему коллективу завод в 1942 г. среднесуточно производил 11–12 самолётов – в 4 раза больше, чем до войны. Увеличение выпуска самолётов потребовало значительного увеличения числа работающих. Более 54 % пришедших на завод составляли женщины, 45 % – подростки и молодёжь. Маршал Ворошилов, посетив авиационный завод в октябре 1942 г., назвал его «детским садом»: значительное число рабочих составляли подростки от 14 лет. В ночь с 23 на 24 июня 1943 г., когда враг готовил наступление на Курской дуге, немецкие бомбардировщики совершили налёт на Саратовский авиазавод. Было разрушено 70 % производственных площадей и уничтожено 60 % оборудования. Уже на пятые сутки в наспех построенных из фанеры корпусах и армейских палатках началась сборка самолётов. Самоотверженным трудом производство полностью восстановили за 78 (!) дней. За время войны авиазаводом было выпущено 13569 боевых самолётов – каждый четвёртый истребитель фронта.
Саратовская военно-картографическая фабрика Наркомата обороны СССР
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Саратовская военно-картографическая фабрика Наркомата обороны СССР за годы Великой Отечественной войны отпечатала и передала в войска 900 млн экземпляров топографических и специальных карт. Ею было определено 168 тысяч геодезических и астрономических пунктов, привязала 62 тыс. элементов боевых порядков артиллерии, засекла 30 тыс. целей и ориентиров, отдешифрировала 500 тыс. аэроснимков, доставила и подготовлила к изданию около 20 тыс. оригиналов топографических карт.
Доклад директора завода № 602 Наркомата боеприпасов П.И. Ненашева секретарю. Саратовского обкома ВКП(б) П.Т. Комарову об организации работы завода, 30.07.1942 г.
Труженики
Среди рабочих города были инициаторы трудовых починов военных лет, ударники, демонстрировавшие выдающиеся достижения в труде. Токарь завода № 292 Саратова Н. Шувалов в ночь на 17 апреля 1942 г. выработал 1778% производственного задания. Ударно трудились и те, кто не был связан с военной отраслью. Так, среди рабочих предприятий Саратовского обллегпрома в 1943 г. насчитывалось 3100 стахановцев и ударников труда.
В дни Сталинградской битвы рабочий авиазавода Иван Плотников, выполнявший за смену 10 норм, соревновался со снайпером Сталинградского фронта Максимом Пассаром. В одном из писем Плотников писал:
«Я получил твое письмо Максим … Я горжусь им, потому, что оно получено от человека, который убил 90 немцев … Ты прославил наше оружие и спас Родину от девяти десятков насильников и убийц … Ты берешь на себя обязательство к 7 ноября иметь на лицевом счету не меньше 200 истребленных фашистов, … я … даю слово … давать ежедневно не меньше 12 норм». Своё слово и гвардеец тыла, и гвардеец фронта сдержали. С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. На заводах и фабриках Саратова и Энгельса уже в 1943 г. насчитывалось свыше 39,5 тыс. стахановцев, ударников и «двухсотников». На тысячу и более процентов сменные задания выполняли такие рабочие саратовских предприятий, как Н. Шувалов, Н. Романец (завод № 292), Я. Малеванный (завод № 306), И. Срогович (судоремонтный завод) и др. На предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад. В 1942 году на саратовских заводах и фабриках было 426, а в 1944 году 1500 таких бригад, в которых насчитывалось до 17 тысяч человек. Лучшей не только на заводе, но во всей отрасли являлась бригада цеха № 4 ГПЗ-3, возглавляемая А.Е. Козловым. Внушительных размеров достигло движение по рационализации производственных процессов. Только рационализаторские предложения механика крекинг-завода Н.Ф. Шурбина дало в 1943-1944 гг. экономию в 3 млн. рублей. За период боев у Сталинграда саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. вагонов с войсками и грузами. В рекордно короткие сроки весной-летом 1942 г. к району боевых действий была построена железная дорога Саратов-Сталинград протяженностью более 300 км, в сооружении которой принимали участие более 3,5 тысяч жителей города. Многие рабочие саратовских предприятий за ударный труд были во время войны награждены орденами и медалями. В общей сложности с 1941 по 1945 гг. награды получили 3,5 тыс. рабочих, инженеров, руководящих работников только саратовских предприятий авиационной промышленности.
Календарь памятных дат:
Другие города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Предприятия-орденоносцы Екатеринбурга,
- Рыбинск,
- Самара,
- Северодвинск,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,
- Ярославль,