Военной истории Молотовска (так назывался город до 1957 г.) предшествовали пять лет бурных и порой драматических событий. Они полностью изменили судьбу ранее малонаселенного берега Никольского рукава Северной Двины, одного из уголков древней поморской земли Русского Севера.
Северодвинск
Вклад города в победу
Здесь летом 1936 года, в 50-ти километрах от Архангельска к морю, началось грандиозное строительство. По решению советского правительства на очень трудной в инженерном отношений строительной площадке с заболоченной почвой приступили к сооружению Архангельского судостроительного завода и рабочего поселка при нем. Будущий гигант отечественного кораблестроения был призван выполнить значительную часть программы строительства «Большого морского и океанского флота». Однако эти планы были прерваны войной.
Поселок «Судострой», получивший согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1938 г. статус города и названный Молотовском в честь виднейшего партийного и государственного деятеля страны В.М. Молотова, к началу войны представлял из себя несколько десятков кварталов двухэтажных деревянных домов (около 200) с зачатками элементов благоустройства, коммуникаций, учреждений культуры и быта. В городе проживало около 30 тысяч человек.
Война прервала на половине пути строительство завода, которому был присвоен номер 402 Война также повлияла и на другое строительство в Молотовске. Заключение военно-экономических договоров на поставку грузов Северным морем между союзниками по Антигитлеровской коалиции потребовали соответствующую инфраструктуру. Архангельск уже не справлялся. Выявилась острая необходимость в скорейшем создании нового погрузочно-разгрузочного района, расположенного ближе к морю. Он должен был обеспечивать возможность надежной навигации в зимнее время и позволять принимать глубокосидящие суда, чего Архангельск не мог делать. И таким портом был определен Молотовск.
На этот выбор повлияло не только наличие железнодорожной связи Молотовска с центральными районами страны, но и его выгодное географическое положение, а также особенности гидрологии моря. Молотовск отвечал требованию круглогодичной приемки судов. Вот почему во всех постановлениях Государственного Комитета Обороны, касавшихся расширения и реконструкции Архангельского порта, принятых с сентября 1941 по март 1942 г., созданию порта в Молотовске придавалось первостепенное значение.
Молотовск превратился также в крупнейшую на севере страны судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота: за годы войны были отремонтированы 139 кораблей и судов.
Предприятия-орденоносцы
Трудовые заслуги коллективов предприятий города получили признание в годы войны. С 1941 по 1945 гг. два предприятия города становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования и получали переходящее Красное Знамя ГКО.
Война прервала строительство основного предприятия города – завода № 402, на котором, несмотря на это, уже шло строительство кораблей. ГКО поручил заводу перепрофилироваться на ремонт боевых судов Северного флота и наладить производство охотников на вражеские подлодки. На всем протяжении войны завод своевременно выполнял задачи по ремонту отечественных и иностранных (морских конвоев) судов, выполнял аварийно-восстановительные работы. Всего за войну завод № 402 отремонтировал 70 иностранных судов из 173, пришедших в Молотовск. На заводе № 402 ремонтировались и советские суда, в том числе транспорты из караванов. Всего за военное время на счету завода № 402 числится 12 отремонтированных советских транспортов и служебных судов, а также 33 боевых и вспомогательных корабля советского ВМФ.
Первый большой морской охотник проекта 122А «Штурман» спущен на воду в сентябре 1943 г. и после проведения государственных испытаний в мае следующего года вступил в боевой строй флота.
Всего за годы войны заводом № 402 было построено и передано флоту двенадцать больших морских охотников за подводными лодками. В 1945 г. завод № 402 являлся единственным в стране, изготавливающим корабельные артиллерийские башни. Завод также производил емкости под жидкое топливо и бензин, головки и корпуса бронебойных снарядов БС-76 мм (360 000 ед.), фугасные авиабомбы ФАБ (283 000 ед.), минные тралы разных конструкций (25 000 ед.), понтоны, взрыватели для глубинных бомб (54000 ед.), артиллерийские башни, гребные винты (51 ед.), якоря Холла (37 ед.) и множество другой продукции, в том числе железнодорожного и сельскохозяйственного назначения.
Другим важнейшим объектом в годы войны стал молотовский порт. Он был переоборудован для приёма крупнотоннажных транспортов союзников по антигитлеровской коалиции. Первый союзнический конвой был принят здесь в конце ноября 1941 г., последний – в начале 1945 г.
Через Архангельский порт за годы войны прошло 2 млн тонн импортных и 0,7 млн тонн экспортных грузов. Около 1 млн тонн из них, преимущественно импортных грузов, пришлось на долю Молотовского порта. В 1941–1945 гг. Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки ленд-лиза.
За годы войны местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн тонн военных грузов.
Труженики
Жители молодого города Молотовска во время войны ежедневно сталкивались с трудностями, многие из которых носили бытовой характер и объяснялись его географическим положением – Крайнем Севером – и необходимостью регулярного снабжения. Прибывший из блокадного Ленинграда осенью 1942 г. новый директор завода № 402 С.А. Боголюбов, охарактеризовал положение жителей Молотовска кратко и ёмко: « Второй блокадный Ленинград».
В городе отсутствовал рынок и какие-либо бытовые учреждения и мастерские. Несколько продовольственных и промтоварных магазинов пустовали.
Полуголодные и без того продовольственные фонды обеспечивались лишь на 35-50%. Тысячи горожан болели цингой, страдали от дистрофии. В столовых завода № 402 одноразовое питание осуществлялись преимущественно блюдами из крупы, муки и капустного листа. Неработающие члены семей жителей города с 1 сентября 1942 г. не получали по карточкам ни мяса, ни масла, ни сахара. Только в мае-апреле 1942 г. число заводских работников, заболевших цингой, составило 1068 человек (16% от наличного штата завода). Очень плохо обстояло дело и с питанием портовиков. По данным медсанчасти Архангельского порта (в который организационно входил и Молотовский порт), в 1942г. умерло 260 портовиков, из них 204 грузчика.
В декабре 1942 г. остановились лишенные подвоза дров районные котельные дававшие тепло в жилые дома. Заморозилось центральное отопление в квартирах. Электричество в город подавалось на 2 часа в сутки. Сами жизнь и работа в таких условиях уже были подвигом, не говоря уже о трудовых достижениях. Ситуацию удалось переломить благодаря энергичным мерам городских властей, дирекции завода № 402 и вмешательству наркома внешней торговли А.И. Микояна. Им удалось улучшить снабжение горожан и отвести город от края пропасти.
Тяжелое военное лихолетье стало временем, когда закладывались лучшие трудовые традиции: развивалось стахановское движение, осваивались смежные профессии, создавались комсомольские молодежные бригады, которые боролись за звание фронтовых. В них работала в основном молодежь, выпускники ремесленных училищ.
По словам директора завода № 402 С.А. Боголюбова, «завод-гигант, к тому же невероятно недостроенный везде и во всем, располагал 6000 мальчишек и девчонок по 50% каждого пола, в возрасте от 15-18 лет с трехмесячным образованием ФЗО…». Среди лучших – фронтовые бригады В.В. Барболина, И.М. Максимова, И. В. Телепнева, П.Е. Чистокина, И.М. Бабака и многие другие. Бригады брали на себя обязательства совмещать профессии, уплотнять рабочий день, максимально повышать производительность труда. К концу 1944 г. на заводе работало 285 комсомольских молодежных бригад, 54 из них носили почетное звание «фронтовых». Стахановцев и ударников было более 1500 человек.
По результатам трудовых достижений в годы войны 581 работник важнейших предприятий Северодвинска был награжден государственными орденами и медалями. Из них орденом Отечественной войны I степени – 1 чел., орденом Отечественной войны II степени – 6 чел., орденом Трудового Красного Знамени – 11 чел., орденом Красной Звезды – 111 чел., орденом Знак Почета – 36 чел., медалью «За боевые заслуги» – 81 чел., медалью За отвагу – 1 чел., медалью «За трудовую доблесть» – 13 чел., медалью «За т рудовое отличие» – 33 чел. и медалью «За оборону Советского Заполярья» – 288 чел. Также были награждены орденами и медалями 105 многодетных матерей.
Другие города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Предприятия-орденоносцы Екатеринбурга,
- Рыбинск,
- Самара,
- Саратов,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,
- Ярославль,