В предвоенные годы более чем 300-тысячный город Ярославль являлся важным транспортным узлом и крупным индустриальным центром страны, в котором были особенно развиты легкая и химическая промышленность, производство стройматериалов и товаров народного потребления. 22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в отдельных местностях СССР, в том числе и в Ярославской области, объявлено военное положение, и Ярославль получил статус прифронтовой зоны.
Ярославль
Вклад города в победу
В середине октября 1941 г. фронт проходил в 50 км от её юго-западной границы. В октябре – декабре 1941 г. в связи с угрозой оккупации 19 ведущих предприятий области полностью или частично эвакуировались вглубь страны. Эвакуировалась только часть оборудования и работников, создавать заводы-дублеры. Частично эвакуировались заводы, являвшиеся основными производителями продукции военного назначения: Ярославский шинный завод, завод синтетического каучука СК-1. После разгрома врага под Москвой производства были возвращены в Ярославль и продолжили выпуск продукции для нужд фронта.
С началом войны ярославские предприятия перестроились на выпуск продукции для нужд фронта. В кратчайшие сроки ими было освоено производство 125 видов военной продукции. Химические заводы за военный период освоили выпуск 455 видов продукции для фронта. Знаменитый ярославский текстиль был очень востребован фронтом и тылом (в его производстве во время войны город продолжал оставаться в числе лидеров в стране). Особенно важное оборонное значение принадлежало ярославским предприятиям машиностроения и нефтехимии.
За годы войны по сравнению с 1941 годом выпуск Ярославлем продукции химической и резиновой промышленности увеличился почти вдвое, а машиностроения – более чем в 2 раза, притом, что вместо ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины, подростки и старики.
Предприятия-орденоносцы
Трудовые заслуги коллективов предприятий города получили признание в годы войны. С 1941 по 1945 гг. 17 ярославских предприятий становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования и неоднократно получали переходящее Красное знамя ГКО.
Ярославский автозавод (ОАО «Автодизель») выпускал корпуса снарядов, узлы и детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина, артиллерийские тягачи.
Ярославский шинный завод (ОАО «Ярославский шинный завод») – Крупнейшее в стране и Европе предприятие отрасли – выпускало 70 процентов отечественных шин, в т.ч. большинство покрышек для авиации, артиллерии, воинских авточастей.
Ярославский электромашиностроительный завод (в годы войны – завод №655, ныне ОАО «Элдин») в начале войны освоил производство снарядов, узлов для 6 реактивной артиллерии, стартеров и генераторов постоянного тока для танков, других электротехнических изделий для нужд армии.
Ярославский судостроительный завод (в годы войны – завод №345, ныне – ОАО «Ярославский судостроительный завод») в первые месяцы войны осуществлял установку вооружения на подготовленные к выпуску катера, находившиеся на стапелях завода.
Ярославский тормозной завод (ныне ОАО «Ярославский радиозавод») в годы войны не только производил военную продукцию, но и обеспечивал страну своими профильными изделиями для железнодорожного транспорта.
Ярославский электровозоремонтный завод имени им. Б.П. Бещева (в годы войны – Ярославский паровозоремонтный завод) поставил для фронта 7 бронепоездов, 6 бронеплощадок, 16 башен зенитных орудий, 873 паровоза, отремонтировал 36 бронепоездов, 21 бронеплощадку.
Ярославская нефтебаза (ныне – ООО «Спецторг плюс») в годы войны являлась одной из основных баз по снабжению горюче-смазочными материалами боевой техники.
Ярославский завод «Красный маяк» (завод № 777, ныне – ОАО «Ярославский завод «Красный маяк») в кратчайшие сроки освоил производство боеприпасов, минных взрывателей, корпусов мин и авиабомб различной модификации.
Фабрика «Красный Перекоп» (ныне ОАО «Красный Перекоп») за первые три военных года фабрика дала стране около 6,5 млн. метров бельтинга. С 1943 г. предприятие перешло на выпуск технических тканей.
Труженики
Во время войны за самоотверженный труд и трудовые почины, способствовавшие повышению производительности труда, 455 работников ярославских предприятий были награждены орденами и медалями, в том числе орденом Ленина – 19 чел., орденом Трудового Красного Знамени – 50 чел., орденом «Знак Почета» – 116 чел., медалями «За трудовую доблесть» – 117 чел., «За трудовое отличие» – 98 чел. Среди награжденных был Юрий Грачев – бригадир комсомольско-молодежной бригады инструментального цеха Ярославского автозавода, который во время войны выполнял производственные задания на 300-400%.
По примеру слесарей Паровозоремонтного завода, многие труженики Ярославля, чтобы заменить ушедших на фронт, оставались работать 2-3 смены подряд.
В 1943 г. звания Героя Социалистического Труда был удостоен машинист местного депо А.П. Папавин – инициатор знаменитого «папавинского метода. В августе 1941 г. он добился пробега своего паровоза без капитального ремонта в 100 тысяч километров при норме 50 тыс. В 1943 г. бережным отношением к технике и регулярной её профилактикой А.П. Папавин сумел продлить пробег своего паровоза без капремонта до 1 млн км. Паровоз Папавина без сбоев работал все военные годы. Брошюры о методе Папавина издавались на иностранных языках. 5 ноября 1943 г. «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» он был удостоен звезды Героя.
Календарь памятных дат:
Другие города:
- Алдан,
- Барнаул,
- Бологое,
- Боровичи,
- Воркута,
- Дзержинск,
- Екатеринбург,
- Иваново,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Казань,
- Каменск-уральский,
- Кемерово,
- Киров,
- Коломна,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Кострома,
- Красноярск,
- Лысьва,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Мончегорск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новокузнецк,
- Новосибирск,
- Омск,
- Оха,
- Пенза,
- Пермь,
- Предприятия-орденоносцы Екатеринбурга,
- Рыбинск,
- Самара,
- Саратов,
- Северодвинск,
- Ступино,
- Сызрань,
- Томск,
- Тюмень,
- Ульяновск,
- Уфа,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Чита,